Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и их проектов органов местного самоуправления

Прокуратурой района информирует об исполнении требований Федерального закона № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» за 2014 год и 1 квартал 2015 года.
Анализ правоприменительной практики показывает, что в 2014 году прокуратурой района изучено самое большое количество проектов нормативных актов органов местного самоуправления муниципальных образований района за весь период действия вышеуказанного Федерального закона с 2009 года — 664. В 94 проектах выявлены коррупциогенные факторы. За аналогичный период 2013 года изучено 515 проектов, в которых вскрыто 11 коррупциогенных факторов.

В 2014 году проведена антикоррупционная экспертиза 767 НПА. По результатам её проведения выявлено 20 актов с коррупциогенными факторами. В сравнении с 2013 годом соответственно — 538 актов с 1 фактором.
За 1 квартал 2015 года прокуратурой района изучено 109 проектов нормативных актов органов местного самоуправления поселений и района. Выявлен 1 проект нормативного правового акта (далее — НПА), содержащий коррупциогенный фактор.
За истекший квартальный период 2015 года проведена антикоррупционная экспертиза 139 НПА, в которых выявлено 9 коррупциогенных факторов.
Проекты НПА с коррупциогенными факторами — это в основном административные регламенты по муниципальным услугам, предоставляемые органами местного самоуправления. Преобладающий коррупциогенный фактор в данных проектах актов — широта дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). Типично для большинства административных регламентов было то, что в них предусматривалось рассмотрение жалоб на действия должностных лиц в 15-ти дневный срок, а при исправлении ошибок в течение 5 дней с момента регистрации. Однако, сроки регистрации данных жалоб не указывались, по сути должностные лица продлевали данные сроки по своему усмотрению.
Проекты актов с такими факторами имелись в 2014 году у всех муниципальных образований района. В текущем году выявлен 1 проект с таким фактором.
В нормативных правовых актах органов местного самоуправления в основном прошлых лет в связи с проверкой их на соответствие действующему законодательству выявлялись коррупциогенные факторы.
Так, коррупциогенный фактор — закрепление административного порядка предоставления права установлен в актах 2006 года представительных органов муниципальных образований района по организации ритуальных услуг в 2014 году.
Коррупциогенный фактор — превышение компетенции органов местного самоуправления выявлен в актах 2012 года, утверждающих Правила благоустройства, в 2015 году.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза актов и проектов органов местного самоуправления района позволяет искоренить коррупционные действия и решения субъектов правоприменения. В результате права и свободы граждан не будут нарушаться, сфера экономики в районе не будет подвержена коррупционным проявлениям.
Надзорная деятельность прокуратуры района по исполнению федерального законодательства будет продолжена.
Старший помощник прокурора района младший советник юстиции Л.К. Барабанова